7 причин популярности авангарда
Авангард в наши дни вполне оправдывает свое название: он находится на передовой среди направлений живописи и сдавать свои укрепрайоны, кажется, не намерен. Часто непонятный или даже возмутительный, он с момента появления сопровождается вопросами:
- Как это возможно?
- Искусство ли это вообще?
- Почему он популярен?
Авангард как высшая форма реализма
Если на секунду представить, что все картины Ада и Рая, выполненные Мемлингом или Доре, вполне соответствуют действительности, можно с уверенностью сказать: живопись веками подряд была реалистичной. Конечно, для подтверждения этого тезиса понадобилось бы совершить с Вергилием обзорную экскурсию по кругам Ада и Чистилища и вместе с Беатриче посетить Рай. Но поверим художникам на слово: все так и было.
Пойдем еще на одно допущение: все сюжеты мифологии и религии отображены на полотнах верно. Впрочем, как в первом, так и во втором сомневаться не следует: художники сами создали реальность, основываясь на литературных сюжетах.
В этом кроется разница между натурализмом и реализмом: изображать дантов Ад в натурализме невозможно, ведь этот стиль предполагает копирование наблюдаемого. Реализм означает творческое переосмысление источника, но отображение без абстракций.
То же самое, в общем-то, делают и авангардисты – они точно так же создают свою реальность, но пользуются иной формой выражения.
Символ в авангарде
Можно встретить мнение, что с появлением авангарда ситуация изменилась: символ стал значить гораздо больше, чем раньше. Это не совсем корректно: истоки символизма в живописи можно найти и в раннем средневековье. Так, чисто символической живописью является геральдика.
Но это же совсем другое! Ведь фамильные гербы не презентуют на художественных выставках. Что ж – справедливо: геральдика имеет к изобразительному искусству косвенное отношение. Но картины Иеронима Босха – другое дело. Между тем, символизм в его работах едва ли не доминирует, затмевая даже само исполнение.
Называть Босха авангардистом, конечно, нельзя – но один из принципов авангарда очень четко прослеживается на примерах его работ: уход в подтекст (второй, третий и т. д. уровни). В этом – первая из причин популярности авангарда (особенно среди «знающей» аудитории). Там найдется, как в «Роберте-Дьяволе», «что-нибудь для каждого».
Исчерпание тем
Ситуация понятная всякому литератору: писать не о чем – почти все темы в чистом виде использованы античными авторами, а переписывать их заново – даром переводить бумагу. И если кажется, что с этим сталкиваются только писатели – это не так.
Художники не просто так пришли к авангарду: бесконечные картины в классическом стиле на тему «мученичество пророка / чудо святого / портрет купца / сошествие Зевса» порядком надоели. Спрос на них, конечно, есть – но не спросом единым жив художник… А новизна привлекает – и не только авторов.
Прогресс: мы его теряем
Конец XIX – начало XX века – время бесконечной веры в прогресс. Даже на фоне интернета, смартфонов и фильмов в 3D трудно себе представить, насколько сильным было влияние прогресса во всех сферах. В 1911 г. Ральф Энджелл предсказывал, что в мире не будет крупных войн.
Когда же вся эта вера в прогресс – а, значит, и в торжество логичности мира – разбилась о Первую мировую войну, оставаться в рамках классического подхода к чему угодно оказалось невозможным.
Но где-то прогресс должен был сохраниться – иначе все бессмысленно. Многие художники решили для себя этот вопрос, обратившись к авангарду.
Прочь, реальность!
Параллельно с прогрессом шло увлечение мистицизмом: масонство, «столоверчение», «Тайная доктрина» Блаватской и мистицизм Беме имели в конце XIX – начале XX в. огромную популярность. И дело не в употреблении «зеленой феи» абсента (о его роли в искусстве сказано много, но как многого еще не сказано).
Впрочем, и в абсенте тоже: Оскар Уайльд писал, что «если вы выпьете достаточно этого напитка, то увидите все, что захотите увидеть – прекрасные, удивительные вещи». Не будем отказывать авангардистам в праве быть близорукими – или, может быть, дальнозоркими?
В любом случае, измененное сознание (а к нему относится и мистицизм) порождало такие картины, которые при всем желании не могли быть объектом реализма или уж тем более натурализма.
Стоит ли удивляться, что авангард оказался в прямом смысле авангардом этого бегства от реальности?
Все относительно – и не только в физике
Рене Декарту приписывается утверждение, что «люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов». Трудно не согласиться: если такая проблема стояла в XVII в.– и стояла, по-видимому, остро, то и в XXI она не потеряла актуальности.
Но то же относится и к значению символов: на протяжении веков значения одного символа сменялись другими, многие утрачивались, а многие, напротив, становились известными. Опора на символ – не только на тот, который известен сейчас, но и на их историю выглядит привлекательной.
Более того: символ позволял (по крайней мере так предполагалось) выразись скрытое, не прибегая к внешней форме реализма. Насколько это получилось? – кто знает? На любителя: ведь «все относительно – и не только в физике».
Бемолей маловато…
История приписывает эпохе тоталитаризма известный анекдот о том, как очень важная персона, не отличающая Баха от Оффенбаха, заделалась музыкальным критиком. Выслушав очередное сочинение, эта персона выдала резолюцию: «Плохая музыка – бемолей маловато».
Перепуганный композитор поспешил оправдаться, ответив «Непременно добавим»!
Что бы ни говорили об авангарде, гнуть его не получалось: он либо был, либо его не было вовсе. Если в реализме, а тем более в натурализме, есть четкие рамки, которые можно произвольно расширять или сужать, то как проводить политику партии в авангарде? Бороться за увеличение объемов в кубизме? Повышать количество точек на квадратный дюйм в пуантилизме?
Драка! Драка!
Такая принципиальная оторванность от политических веяний обозначило искусство авангарда как своего рода контркультуру. Авангард не мешает реализму, но просит того, чтобы и ему не мешали – а с этим часто возникают проблемы.
Не только политическое руководство: мнение общественности по поводу формы и содержания авангардистских работ часто бывает крайне отрицательным. Стоит ли удивляться, что этот стиль прочно связан со скандалами?
Не стоит – все вполне закономерно. Но скандал резко, хоть и кратковременно, повышает популярность его предмета. Когда же скандалов много, падения не ощущаются, а высокий уровень интереса сохраняется.
Заключение
Итак, пора делать выводы. Является ли авангард искусством? – несомненно.
Прилетело ли это течение в искусстве с Марса? Нет, оно стало логичным результатом развития искусства.
Стоит ли реализму опасаться авангарда? Нисколько: оба направления существуют параллельно и просто временами одно из них набирает большую популярность, чем другое.
Закономерен ли успех авангарда? Мы попытались доказать в этой статье, что да.