7 причин популярности авангарда



Авангард в наши дни вполне оправдывает свое название: он находится на передовой среди направлений живописи и сдавать свои укрепрайоны, кажется, не намерен. Часто непонятный или даже возмутительный, он с момента появления сопровождается вопросами:

  • Как это возможно?
  • Искусство ли это вообще?
  • Почему он популярен?

Авангард как высшая форма реализма

Если на секунду представить, что все картины Ада и Рая, выполненные Мемлингом или Доре, вполне соответствуют действительности, можно с уверенностью сказать: живопись веками подряд была реалистичной. Конечно, для подтверждения этого тезиса понадобилось бы совершить с Вергилием обзорную экскурсию по кругам Ада и Чистилища и вместе с Беатриче посетить Рай. Но поверим художникам на слово: все так и было.

Пойдем еще на одно допущение: все сюжеты мифологии и религии отображены на полотнах верно. Впрочем, как в первом, так и во втором сомневаться не следует: художники сами создали реальность, основываясь на литературных сюжетах.

В этом кроется разница между натурализмом и реализмом: изображать дантов Ад в натурализме невозможно, ведь этот стиль предполагает копирование наблюдаемого. Реализм означает творческое переосмысление источника, но отображение без абстракций.

На фото картина Адольфа Бугро «Данте и Вергилий в аду»
Реалистичны ли картины Ада, основанные на «Божественной комедии»? И да, и нет

То же самое, в общем-то, делают и авангардисты – они точно так же создают свою реальность, но пользуются иной формой выражения.

Символ в авангарде

Можно встретить мнение, что с появлением авангарда ситуация изменилась: символ стал значить гораздо больше, чем раньше. Это не совсем корректно: истоки символизма в живописи можно найти и в раннем средневековье. Так, чисто символической живописью является геральдика.

Но это же совсем другое! Ведь фамильные гербы не презентуют на художественных выставках. Что ж – справедливо: геральдика имеет к изобразительному искусству косвенное отношение. Но картины Иеронима Босха – другое дело. Между тем, символизм в его работах едва ли не доминирует, затмевая даже само исполнение.

Называть Босха авангардистом, конечно, нельзя – но один из принципов авангарда очень четко прослеживается на примерах его работ: уход в подтекст (второй, третий и т. д. уровни). В этом – первая из причин популярности авангарда (особенно среди «знающей» аудитории). Там найдется, как в «Роберте-Дьяволе», «что-нибудь для каждого».

На фото – Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами) А.В. Лентулова
Кто-то обратит внимание на купола в центре, кто-то – на ворота в нижнем правом углу, а кто-то – на солнечные лучи

Исчерпание тем

Ситуация понятная всякому литератору: писать не о чем – почти все темы в чистом виде использованы античными авторами, а переписывать их заново – даром переводить бумагу.  И если кажется, что с этим сталкиваются только писатели – это не так.

Художники не просто так пришли к авангарду: бесконечные картины в классическом стиле на тему «мученичество пророка / чудо святого / портрет купца / сошествие Зевса» порядком надоели. Спрос на них, конечно, есть – но не спросом единым жив художник… А новизна привлекает – и не только авторов.

На фото – портреты русских купцов
Практически задача «найди 10 отличий»

Прогресс: мы его теряем

Конец XIX – начало XX века – время бесконечной веры в прогресс. Даже на фоне интернета, смартфонов и фильмов в 3D трудно себе представить, насколько сильным было влияние прогресса во всех сферах. В 1911 г. Ральф Энджелл предсказывал, что в мире не будет крупных войн.

Когда же вся эта вера в прогресс – а, значит, и в торжество логичности мира – разбилась о Первую мировую войну, оставаться в рамках классического подхода к чему угодно оказалось невозможным.

На фото – батальная картина XVIII в. и фото Первой мировой войны
Батальные картины прошлого, где война выглядит рыцарским поединком, оказались ложью

 

Но где-то прогресс должен был сохраниться – иначе все бессмысленно. Многие художники решили для себя этот вопрос, обратившись к авангарду.

Прочь, реальность!

Параллельно с прогрессом шло увлечение мистицизмом: масонство, «столоверчение», «Тайная доктрина» Блаватской и мистицизм Беме имели в конце XIX – начале XX в. огромную популярность. И дело не в употреблении «зеленой феи» абсента (о его роли в искусстве  сказано много, но как многого еще не сказано).

Впрочем, и в абсенте тоже: Оскар Уайльд писал, что «если вы выпьете достаточно этого напитка, то увидите все, что захотите увидеть – прекрасные, удивительные вещи». Не будем отказывать авангардистам в праве быть близорукими – или, может быть, дальнозоркими?

В любом случае, измененное сознание (а к нему относится и мистицизм) порождало такие картины, которые при всем желании не могли быть объектом реализма или уж тем более натурализма.

На фото – картина Пабло Пикассо «Любительница абсента»
Бегство от реальности в конце XIX в. прочно связано с абсентом – и не с ним одним

 

Стоит ли удивляться, что авангард оказался в прямом смысле авангардом этого бегства от реальности?

Все относительно – и не только в физике

Рене Декарту приписывается утверждение, что «люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов». Трудно не согласиться: если такая проблема стояла в XVII в.– и стояла, по-видимому, остро, то и в XXI она не потеряла актуальности.

Но то же относится и к значению символов: на протяжении веков значения одного символа сменялись другими, многие утрачивались, а многие, напротив, становились известными. Опора на символ – не только на тот, который известен сейчас, но и на их историю выглядит привлекательной.

На фото – ноты для песенки Герцога из оперы «Риголетто»
Эти символы тоже ничего не скажут, если их не понимать. А ведь это «Сердце красавицы склонно к измене…»

 

Более того: символ позволял (по крайней мере так предполагалось) выразись скрытое, не прибегая к внешней форме реализма. Насколько это получилось? – кто знает? На любителя: ведь «все относительно – и не только в физике».

Бемолей маловато…

История приписывает эпохе тоталитаризма известный анекдот о том, как очень важная персона, не отличающая Баха от Оффенбаха, заделалась музыкальным критиком. Выслушав очередное сочинение, эта персона выдала резолюцию: «Плохая музыка – бемолей маловато».

Перепуганный композитор поспешил оправдаться, ответив «Непременно добавим»!

Что бы ни говорили об авангарде, гнуть его не получалось: он либо был, либо его не было вовсе. Если в реализме, а тем более в натурализме, есть четкие рамки, которые можно произвольно расширять или сужать, то как проводить политику партии в авангарде? Бороться за увеличение объемов в кубизме? Повышать количество точек на квадратный дюйм в пуантилизме?

На фото – Н.С. Хрущев, посетивший выставку авангардистов в Манеже
Авангард далеко не всегда встречал положительные отзывы от политического руководства

 

Драка! Драка!

Такая принципиальная оторванность от политических веяний обозначило искусство авангарда как своего рода контркультуру. Авангард не мешает реализму, но просит того, чтобы и ему не мешали – а с этим часто возникают проблемы.

Не только политическое руководство: мнение общественности по поводу формы и содержания авангардистских работ часто бывает крайне отрицательным. Стоит ли удивляться, что этот стиль прочно связан со скандалами?

Не стоит – все вполне закономерно. Но скандал резко, хоть и кратковременно, повышает популярность его предмета. Когда же скандалов много, падения не ощущаются, а высокий уровень интереса сохраняется.

Заключение

Итак, пора делать выводы. Является ли авангард искусством? – несомненно.

Прилетело ли это течение в искусстве с Марса? Нет, оно стало логичным результатом развития искусства.

Стоит ли реализму опасаться авангарда? Нисколько: оба направления существуют параллельно и просто временами одно из них набирает большую популярность, чем другое.

Закономерен ли успех авангарда? Мы попытались доказать в этой статье, что да.


Подпишитесь

Рассылаем только значимую информацию