Российский арт-рынок: все не так плохо как кажется…



С 2003 по 2008 г. ведущие зарубежные аукционы увеличили продажи российского искусства в несколько раз (Sothebey’s – в 2 раза, Chrisie’s – почти в 5), но внутренний рынок далек от таких тенденций.

Владимир Богданов (artinvestment.ru) мрачно пошутил, что один из главных успехов арт-рынка за 2016 г. – то, что год удалось пережить. Если в нулевых годах рынок (особенно зарубежный) российского искусства продолжал развиваться, но на фоне финансовых кризисов его активность уменьшилась.

Все еще хуже

Один из ключевых показателей на рынке – доля проданных лотов – превышавший в 2005 г. 70 % , к 2011 г. упал почти до 30. В последнее время появилась тенденция к осторожному росту: 2016 г. показал, что почти половина лотов продается.

Продажа картины на аукционе
При благоприятном развитии событий аукционы в России вернутся к высокому проценту проданных лотов

 

Другой, не менее значимый показатель – сумма продаж на российских аукционах – показывает тот же осторожный рост – но только по сравнению с 2015 г.: 6,6 млн $ против 4,6 $. Данные предыдущих годов свидетельствуют, что рынок искусства находится в глубоком обмороке. 2013 г. дал 21 млн $, 2014 – 14 млн.

Данные весьма неутешительны. Но связано ли это с общей экономической ситуацией или для того есть более глубинные причины?

Спрос

Не будем углубляться в давний спор Сэя и Кейнса о том, спрос ли рождает предложение или наоборот. Факт в том, что они взаимно друг на друга влияют – и не учитывать их влияние даже для такого специфического рынка как арт-рынок – значит допустить серьезный просчет.

Спрос на предметы искусства всегда испытывал циклы. Одно время в цене были романтики, а импрессионисты не могли продать ни одной картины. И ладно бы только продать…

На фото – картина Эндрю Ховата «Выставка импрессионистов»
Публика в лучшем случае смеялась. В худшем – возмущенно требовала входную плату обратно

 

Но не прошло и нескольких десятилетий, как романтизм стал казаться сентиментальной чепухой, а авангард еще не обрел статус признанного искусства. Импрессионизм вступил в свои права. Но это не могло произойти просто так – потому что звезды на небе удачно сложились. Одним из главных факторов стал

Вкус покупателя

Ничего удивительного: вкус покупателя влияет на продажи практически всего: от сливочного масла до картин маслом. Нравится человеку голландская классика – будет висеть у него Рембрандт (в зависимости от материального благополучия это может быть фотография, копия или оригинал).

На фото – кадр из фильма «Как украсть миллион»
«Мои клиенты – миллионеры. Они хотят шедевров, они их получают», говорил герой фильма, продав очередную картину Ван Гога собственного изготовления

 

При этом стоит учесть, что этот фактор далеко не всегда является определяющим. Им могут руководствоваться коллекционеры, фанатично преданные искусству: «я всю жизнь ее хотел купить!» Но это исключение: чаще всего вкус имеет решающее значение только при покупке недорогих картин, обычно кисти малоизвестных художников.

Для дорогих работ не менее значимым является

Культурный фактор

Экономист Юрий Автономов связал его с «воплощенной в объекте “культурной ценностью”». Иначе говоря, это то, насколько ценится в настоящем сама эпоха. Одним из показателей такой ценности является количество репродукций, копий, подделок и, как ни странно, пародий.

На фото – пародии на картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Как свидетельствуют фотожабы, Иван Грозный убил всех

 

Объектами копирования, подделывания и пародирования всегда выступают знаковые произведения искусства, а не работы малоизвестных мастеров (редкое исключение – фреска «Се человек», превратившаяся в результате реставрации в «Пушистого Иисуса»). Поэтому если вас пародируют – ничего страшного, это даже хорошо. Плохо, если не пародируют.

Инвестиции

Многие считают покупку картин надежным вложением денег – не без оснований. Собственная картинная галерея – что еще сможет и радовать глаз, и защитить от финансовых неурядиц? Между тем такие инвестиции чаще всего дают значительно меньшую прибыль, чем другие способы. В среднем 0,6 % прибыли от картин против 2,5 % у государственных облигаций Великобритании на протяжении более чем 300 лет.

Конечно, рынок нестабилен и его колебания сильно влияют на спрос. Так, в период с 1946 по 1968 г. номинальный прирост стоимости картин составлял 10,5 %. При этом операции на фондовом рынке – ничуть не менее опасные – давали больше 14 %. Очевидно, инвестициями занимаются те, кто неравнодушны к первым двум факторам.

Картины как товар и их предложение

Итак, на рынке есть субъекты, которые либо сами покупают картины, либо способствуют их продаже: аукционные дома, коммерческие и некоммерческие галереи (в т. ч. – интернет-галереи), коллекционеры и просто частные покупатели.

На стороне предложения на рынке картин – художники. И на данный момент на рынке заметен большой дисбаланс: многочисленные авторы, работающие в разных стилях и техниках, буквально переполняют рынок, где спрос в последние годы падает.

К этому стоит прибавить, что картины, часто воспринимаемые как предмет роскоши, имеют эластичный спрос: при повышении цен спрос падает на них сильнее, а не спрос рождает предложение. При создании арт-объекта художник часто не обращает внимания на потребности своих потенциальных покупателей.

На фото – стенд с блошиного рынка сувениров искусства
Даже рынок сувениров имеет больше закономерностей развития, чем рынок картин

 

Вместе с тем, и предложение далеко не всегда может сформировать спрос: в тяжелых экономических условиях, когда люди урезают необязательные расходы, на предметы искусства остается совсем мало.

Особый путь, или По следам Ивана Сусанина

Российскому рынку искусства, несмотря на его активное развитие в период с конца 80-х по нулевые годы, по прежнему свойственны неблагоприятные факторы. Среди них:

  • отсутствие государственной поддержки рынка и его участников как в США, Европе или Китае;
  • низкая культура бизнес-отношений на этом рынке;
  • отсутствие сформировавшегося слоя коллекционеров (так, в Европе значительную часть среднего класса можно вполне уверенно назвать коллекционерами предметов искусства).

 

Исправить сложившуюся ситуацию в ближайшее время, скорее всего, не получится: здесь сыграл свою роль и финансовый кризис. В целом же, подобные «детские болезни» возникают у любого нового рынка, поэтому в обозримом будущем надеяться на их разрешение вполне возможно. Главное, чтобы «детские болезни» не остались бы у впавшего в детство старика-рынка.


Подпишитесь

Рассылаем только значимую информацию