Символика цвета в изобразительном искусстве. Часть 1



Еще во времена Баха музыканты определили для себя, что означает каждая тональность и к какому настроению что подходит. Одна тональность – для сарабанды, другая – для марша, третья – тоже для марша – но уже похоронного.

Цвета – те же тональности, только в цвете: один может символизировать покой и умиротворение, другой – напротив, огненную страсть. Попробуем определиться со значением самых популярных цветов.

Начнем с белого

Довольно противоречивый цвет, имеющий двоякую символику. В первом случае его можно воспринимать как цвет чистоты, духовности, радости и праздника, очищения. В тоже время белый цвет может выражать и скорбь: в некоторых странах Азии и Европы он используется в похоронном обряде.

Наиболее часто употребляемые арт-объекты в живописи:

  • белые цветы — символ невинности;
  • белый храм — центр духовности, божественности.
На фото – белый храм в Таиланде
Белый цвет таиландского храма, восстановленного после землетрясения, может восприниматься и как символ реинкарнации

 

Черный цвет

В живописи чаще всего олицетворяет зло, мрак, беду. Данное толкование восходит к первобытным временам, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными, хтоническими силами. По преданиям, черный цвет одежды должен был защитить своего обладателя от воздействия нежити. Преобладание на полотнах черного цвета указывает на грозящую людям беду.

Наиболее известным произведением, полностью состоящим из черного цвета, является «Черный квадрат» Казимира Малевича. Художник выражает в ней свое отношение к событиям, происходящим в России тех лет. Однозначного толкования данной картине нет, но ощущение тревожности и мрачности передается очень убедительно.

На фото – картина Казимира Малевича «Черный квадрат»
Собственно, «Черный супрематический квадрат»… Малевич так и не закончил рисовать свою шахматную доску

Красный цвет

Он является третьим по популярности в изобразительном искусстве. Чаще всего он используется в полотнах как символ войны, революции, восстания, гнева. Особенно преобладает на полотнах советских художников.

Рассматривая этимологию данного цвета, можно прийти к выводу о его сакральности и приближенности к власти. Так, древний человек орошал урожай кровью, как символом жизни и плодородия. Верховная знать, начиная с Древнего Рима и заканчивая современностью, облачается в одежды, в которых преобладает красный цвет.

Как мы видим, в целом у данного цвета положительная направленность. Но стоит отметить и отрицательные стороны: так красный цвет можно назвать символом агрессии, убийства.  Научно доказано, что автомобили, окрашенные в красный цвет, чаще всего попадают в ДТП. Районы, в которых располагались публичные дома, назывались «кварталами красных фонарей».

Художники применяют данный цвет очень осторожно, так как он притягивает к себе внимание. Нанося красный цвет на полотно, художники наносят своего рода «цветовой удар».

К наиболее популярным картинам, где преобладает можно отнести «Купание красного коня» Петрова-Водкина.

Наиболее часто употребляемые арт-объекты в живописи:

  • красные розы — символ любви, страсти;
  • красное вино — символ жизни (как кровь Христа);
  • красные одежды — символ радости, страсти.
На фото – красное вино в бокале и виноград
Хоть и не картина, но красненькое весьма к себе притягивает

Подпишитесь

Рассылаем только значимую информацию