Владимирская школа живописи. Общие положения



Часто любители живописи задают мне вопросы по владимирской школе живописи. В своем блоге я отвечу на самые актуальные.

Впервые с этой школой я познакомился в 1970 году, когда в Москве с огромным успехом прошла групповая выставка. В ней участвовали отцы-основатели владимирской школы живописи: В.Я. Юкин, К.Н. Бритов, В.Г. Кокурин, Н.В. Мокров, Н.Н. Модоров и В.С. Егоров.

Тогда, в 70-е годы для меня (да и для всех ценителей изобразительного искусства) это было в новинку. Ведь целые поколения были воспитаны на холодных и приземленных тонах соцреализма. Каждый шаг художники должны были согласовывать с парторганами.

Изучение техники владимирских мастеров стало моим тайным увлечением. Никто из преподавателей об этом не знал, а узнав, не приветствовал бы такое «времяпрепровождение».

Картина Кима Бритова "Хуторок"
О следовании господствовавшему соцреализму в рамках владимирской школы не могло быть и речи

По крупицам собирая информацию, я узнал какой путь прошли мастера от первых робких детских шагов до уверенного «полковничьего» шага.

Май 1945 года. Отгремели последние залпы кровавой войны. Художники-фронтовики вернулись с фронта. И что же они увидели? Где в советских картинах радость от самого факта, что над тобой мирное небо, кругом благодать и покой? Одни ледяные тона и скудные цвета. Словно слепые посреди цветущего сада.

Такое равнодушие к красоте отвратило владимирских художников от официальной линии партии.  Создался кружок смелых, находчивых живописцев, которым была не страшна серенада пуль на войне и визгливые крики партийных чиновников.

Росткам нового направления пришлось с трудом пробиваться сквозь асфальт равнодушия партийной машины. Художников поливали грязью, угрожали творческой «расправой», не допускали к выставкам. Но как несколько лет назад на войне с фашисткой тварью, так и сейчас, но уже в войне с тупой, равнодушной системой, художники проявляли чудеса мужества и стойкости.

И удача была им наградой за смелость!

К 50-м годам, с большой неохотой, последовало частичное признание, к 60-му году владимирская школа живописи сложилось как самостоятельное направление, а к 70-м пришло выстраданное, но такое дороге признание.

Война с фашизмом длилась 4 года, война с системой – почти 25 лет. Но, пожертвовав своим здоровьем, художники смогли доказать – жизнь победила обыденщину и «серятину».

Но что именно привлекло меня в технике владимирских художников?

Лучше перечислить по порядку:

  1. Они все время экспериментируют с цветом. У них нет никаких ограничителей. Они смело используют открытые цвета, при этом сохраняя цветовую гармонию. Насыщенность цвета не разрушает картину, а, наоборот, только усиливает эффект восприятия.
  2. Пейзажи с виду очень просты, но несут в себе очень сложную символистичную нагрузку.
  3. Картины подчеркнуто декоративны, но при этом не теряют своей реалистичности.
  4. Фактура картин поражает своей красотой и художественным исполнением.

Конечно, повторять за мастерами – занятие для ученика. Потому я всю жизнь искал свой, особый стиль. Творчески переработав достижения предшествующих художников, я смог придумать свою манеру письма.


Подпишитесь

Рассылаем только значимую информацию