Геноцид армян в изобразительном искусстве
24 апреля 1915 года на территории Османской Турции началось истребление армянского населения. Злодеяние было заранее спланировано – об этом говорит четкая согласованность в действии: сначала обезглавили всю элиту, чтобы оставить народ без руководства, потом началось истребление мужского населения в возрасте от 15 до 65 лет, а затем – женщин, стариков, детей.
Несмотря на то, что армянский народ не исчез с лица земли, тема геноцида и поныне является очень наболевшей для каждой семьи.
Многие деятели культуры живо отреагировали на это трагичное событие.
Образ знаменитого армянского композитора, музыковеда, фольклориста, певца и хорового дирижера взят неслучайно. Это символ геноцида армян. Несмотря на то, что Комитас был спасен влиятельными турецкими друзьями от смерти, в моральном и психическом плане он был загублен. После 1915 года, прожив ещё 19 лет, Комитас не написал ни строчки. От пережитого потрясения он лишился рассудка и закончил свои дни в психиатрической лечебнице городка Вильжюиф.
Вернемся к картине «Комитас. Апрель 1915» Мы видим фигуру Комитаса, облаченного в черную мантию. Тем самым художник пытается показать трагичность происходящего и бессилие что-то изменить. Это лишь усугубляет музыканта. Тона картины мрачные, холодные. Единственный теплый цвет на полотне — красный — символизирует пролитую кровь. На дальнем фоне видны две горы — Арарат, тоже багровые от пролитой невинной крови армян. На картине изображен вечер того страшного дня — 24 апреля 1915 года. Страшный день закончился, и Комитас потрясен увиденным: ведь на его глазах убили цвет армянской нации.
Нельзя не провести аналогию с картиной «Голгофа армянской интеллигенции» – глядя на нее становится понятно, что вызывает такой ужас и страдание Комитаса. На этой картине изображена публичная казнь армянской интеллигенции. При этом Комитаса специально не трогают, тем самым нанося ему ещё большую боль.
Это поистине оригинальная работа, выделяющаяся из полотен, посвященных геноциду.
Ещё одна картина того же художника – «Комитас. Последняя ночь» Художник написал ее в 1956 году, когда другие его коллеги писали картины в жанре социального реализма. Но художник не побоялся отойти от общепризнанного канона.
Мы видим, что композитор спокойно сочиняет музыку, наигрывая мелодию на фортепьяно, когда к нему вламываются младотурецкие солдаты. Комитас на полотне изображен в светлых тонах, как символ чести, храбрости и светлых сил. Солдатня, жаждущая крови – в темных тонах, художник поместил их в темноту, как символ темных и злых сил. Глаза палачей светятся – словно у дьяволов, рты оскалены и жаждут крови, словно упыри.
Алый цвет подсказывает нам, что все закончиться трагически. Смятая рукопись символизирует трагичную судьбу рукописей Комитаса – почти весь фонд будет бесследно утерян. Арест, унижения, смерть друзей — все это придется пережить Комитасу. А его спасение от рук палачей не вернет его к жизни. Источник ангельской музыки засохнет навсегда.
После картин художника Саркиса Мурадяна остается незабываемое впечатление. Это поистине очень сильный и мастерством, и духом художник.
На тему геноцида написано много картин, но больше всего запомнились картины армянского художника Жана Жансема – особенно его полотно: «Геноцид». На нем изображены девять фигур. Но не сразу становится понятно, что восемь из них — люди, так как их не отличить от девятой фигуры – смерти. Смерть изображена со скрипкой. В целом преобладают бледные и черные тона, люди (и живые, и мертвые) почти исчезли и больше напоминают тени.
И напоследок ещё одна картина, которая полна смысла и символов: это картина современного художника Зака Демирчяна. На ней изображен замкнутый круг, состоящий из жертв и палачей. Люди кружатся по кругу – символ замкнутости и неизбежности.
Композиционно картина напоминает воронку, которая засасывает всех и жертв, и убийц. Автор изображает не только погибающих армян, но и индейцев, которых массово истребили европейские колонизаторы. Есть отсылки и на современных палачей – это боевики ИГИЛА (запрещенная организация в Российской Федерации), которые тоже фанатично истребляют все живое.
В целом, это лишь краткий экскурс по картинам, посвященным геноциду. Тема не закрыта, и ещё долгие годы будет актуальна для художников и других деятелей искусства.